пятница, 18 октября 2013 г.

Дистанционное обучение детей с ОВЗ математике и информатике

Математику можно отнести к самым трудным урокам для детей с ВОЗ. Хорошо, если в начальной школе ребенок хорошо усвоил сложение и вычитание в пределах 20 и таблицу умножения: с таким учеником легко отрабатывать вычислительные навыки в следующих классах, но есть категория детей, которым трудно запомнить такой объем информации. Но так как учебное время ограничено, программу не возможно растянуть, необходимо, чтобы таблицы сложения, умножения были у ребенка перед глазами. Это способствует снятию ненужной нервозности и развитию зрительной памяти, которая сработает в необходимый момент.
Учащимся 5-6 классов при  решении задач трудно дается запись выражением или уравнением. Нужно на начальном этапе практиковать самостоятельное чтение и разбор задачи. Конечно, времени на это уходит больше, но это будет способствовать развитию умений и навыков работать самостоятельно, что, несомненно, пригодится ребенку в будущем при работе над другим материалом.
Решение задачи записывается по действиям с пояснением каждого. Задачи геометрического характера, как правило, разбираются учеником легко, но построение чертежей, фигур, графиков вызывает затруднение в силу опять-таки заболевания.
Все эти наблюдения, конечно, касаются работы с больными, но практически обучаемыми детьми.
Практика показывает, что уже через месяц кропотливой работы, учащиеся спокойно работают с оборудованием, подключаются к интернету, общаются с учителем и между собой в скайпе. Выбивают из рабочей колеи только перебои со связью. Вынужденные простои сбивают с рабочего ритма, бессилие от невозможности подключиться к учителю раздражает и ребенка и родителей. Такие ситуации очень мешают работе.
Дистанционное обучение не возможно без использования ИТ ЭОР ЦОР. Основа – презентации к каждому уроку. Большинство из них разработаны самостоятельно, часть взята из коллекции http://fcior.edu.ru/ Они комплектом закачиваются каждому ученику в начале учебного года. Именуются по номерам уроков для удобства. Содержат теоретический материал, примеры, задания.
В 5-6 классе в своей работе использую материалы сайта http://www.matematika-na.ru/index.php . Здесь есть и краткий конспект теории и  задания к уроку. В режиме просмотра рабочего стола учащегося я вижу результаты его вычислений, прошу комментировать решение, или слежу за самостоятельным выполнением работы.
Для 7-классников создан практикум по алгебре http://school-assistant.ru/?class=7_algebra. Там тоже немало интересных материалов. Для 8-го класса этот проект пока разрабатывается.
В обучении математике, при всем многообразии ЭОР, не следует забывать о традиционной работе с учебником, книгой, тетрадью. Учащиеся сканируют классную работу, домашнюю работу и отсылают учителю. Поэтому есть возможность отработать и навыки письменной речи, правила оформления решений, проконтролировать домашнее задание.
Чтобы занятия с детьми-инвалидами были успешными, в реабилитологии и коррекционной педагогике разработаны довольно простые, но важные рекомендации (Д. Вернер). Я, работая с детьми с ВОЗ, эти рекомендации немного переделала под себя и свои предметы - математика и информатика:
1. Будьте терпеливы и наблюдательны. Дети не учатся беспрерывно, иногда они нуждаются в отдыхе. Отдохнув, они снова начнут двигаться вперед. Внимательно наблюдайте за ребенком, старайтесь понять, как он мыслит, что знает, как использует свои навыки, тогда вы научитесь помогать ему совершенствовать их. Разговаривая с ребенком, давайте ему время ответить на ваши вопросы. Говорите по очереди, помните о важности повторения.
2. Будьте систематичны и последовательны. Постройте план урока таким образом, чтобы естественно двигаться вперед – от одного навыка к другому. Каждый раз откликайтесь на действия и нужды ребенка. Это поможет ему лучше понимать, чувствовать себя более уверенным и защищенным.
3. Разнообразьте занятия. Повторение важно, но не менее важно и разнообразие. В каждый урок вносите небольшие изменения, чтобы ребенку не надоело. Меняйте структуру урока. Работая с учебником, просите ребенка стать на время учителем и научить вас новому правилу, новому действию
4. Будьте эмоциональны и выразительны. Показывайте свои мысли и чувства выражением лица и интонацией голоса. Говорите внятно и просто (но не «сюсюкайте»).
5. Будьте практичны. Давайте больше самостоятельности ребенку в выборе методов решения и ответов – это способствует развитию самостоятельности.
6. Сохраняйте уверенность. Все дети тем или иным способом откликаются на заботу, внимание и любовь. Уважайте мнение ребенка, внимательно его выслушивайте, поощряйте инициативу.
7. Почаще хвалите ребенка…  Похвала за успехи действует гораздо лучше (и сама по себе гораздо человечнее), чем ругань или наказание за неудачу. Когда ребенок старается что-нибудь сделать и у него не получается, лучше обойти это молчанием или сказать что-нибудь вроде: «Жаль, не вышло. Сегодня мы не смогли решить это уравнение, завтра у нас все получится!
8. Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что делаете, просто и доходчиво.
9. Используйте подражание (копирование). Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действия сами. Запишите выражение, постройте чертеж, научите выполнять решение по алгоритму.
 В процессе урока с больным ребенком необходимо помнить, что усвоение учебного материала должно параллельно формировать коммуникативные качества, обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление, проектировать общественные взаимодействия и двигательные акты, формировать личностную ориентацию.
А так же необходимо помнить, что ни один компьютер и социальные сети не заменят детям «живое» личное общение. От нас, педагогов во многом зависит полноценное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы и источников:

1.     Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. М., 1995.

Комментариев нет:

Отправить комментарий