Как говорил А.В.Хуторской: «Рефлексия - процесс и
результат осознания совокупности происходящих во время урока деятельностей.
Предметом рефлексии может быть как собственная деятельность субъекта рефлексии,
так и любая другая деятельность на уроке, в том числе и в их взаимосвязях. От
самоанализа рефлексия отличается именно тем, что анализируется не только своя
деятельность, но и весь спектр значимых деятельностей.»
Рефлексия - не традиционное припоминание главного из
урока или формулирование выводов, это осознание способов деятельности,
обнаружение её смысловых особенностей, выявление образовательных приращений
ученика или учителя.
Формы образовательной рефлексии на уроках информатики
различны - устное обсуждение, письменное анкетирование на бумаге и компьютере,
графическое изображение происходящих изменений. Рефлексия может
проводиться как после урока, так и после изучения темы или раздела. В
конце изучения раздела ученикам предлагается специальное занятие, на котором
они осуществляют рефлексию и самооценку своего труда, организуемого с учетом
индивидуальной образовательной программы.
Один из принципов развивающего обучения -
принцип активности и сознательности. Учащийся может быть активен, если осознает
цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и
понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является
этап рефлексии.
Рефлексия может осуществляться не только в конце
урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена
на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного,
понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом,
а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими
со своими.
Исходя из функций рефлексии можно предложить следующую классификацию:
Исходя из функций рефлексии можно предложить следующую классификацию:
·
рефлексия
настроения и эмоционального состояния
·
рефлексия
деятельности
·
рефлексия
содержания учебного материала
Проведение рефлексии настроения и эмоционального
состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального
контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением
лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина,
музыкальный фрагмент).
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления
способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.
Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего
задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока
дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя
например прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной
задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора
«рыбья кость»
Рефлексия содержания учебного материала используется
для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием
незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели
с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей
(высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и
достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к
изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Для подведения итогов урока можно воспользоваться
упражнением «Плюс-минус-интересно».
Это упражнение можно выполнять как устно, так и
письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения
предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается
все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали
положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для
достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не
понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным,
или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной,
бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» -
«интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке
и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Эту таблицу
придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии
Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков
в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами
учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для
учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут
содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь
пригодиться.
Другой способ. Учащимся на экране показываются задания
для рефлексии:
·
Каковы мои
результаты, что я понял?
·
Какие задания
вызвали трудности, как ты справлялся с ними?
·
Готов ли ты к
контрольной работе?
·
Определи в %
степень готовности к контрольной работе
·
Трудно ли было
определять траекторию своей деятельности?
·
Если бы тебе
сейчас предложили повторить урок, что бы ты изменил в плане своей деятельности?
Самооценка за урок:
< = A C D I J L K
Алгоритм метода«КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО».
1.
Участникам педагогического
взаимодействия предлагается через 1 мин поочередно называть вслух свое
ключевое слово,
лишь одно слово, с которым ассоциируются содержание (или оценка) состоявшегося дела, взаимодействия и его результаты.
лишь одно слово, с которым ассоциируются содержание (или оценка) состоявшегося дела, взаимодействия и его результаты.
2.
Педагог проводит
краткий анализ полученных результатов или предлагает это сделать учащимся.
Обычно такая рефлексия проводится в конце урока при
подведении его итогов, обсуждении того, что узнали, и того, как работали – т.е.
каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей,
свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность
выбранных форм работы. Учащиеся по кругу высказываются одним предложением,
выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске, например:
1. сегодня я
узнал… 2. было интересно…
3. было трудно… 4. я выполнял задания…
5. я понял, что
… 6. теперь я могу…
7. я
почувствовал, что… 8. я приобрел…
9. я научился… 10. у меня получилось…
11. я смог… 12. я попробую…
13. меня
удивило… 14. урок дал мне для жизни…
15. мне
захотелось…
Также в конце урока можно дать ребятам небольшую
анкету в электронном виде, которая позволяет осуществить самоанализ, дать
качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать,
дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое
внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
1.На уроке я работал
|
активно / пассивно
|
2.Своей работой на уроке я
|
доволен / не доволен
|
3.Урок для меня показался
|
коротким / длинным
|
4.За урок я
|
не устал / устал
|
5.Мое настроение
|
стало лучше / стало хуже
|
6.Материал урока мне был
|
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
|
7.Домашнее задание мне кажется
|
легким / трудным
интересно / не интересно |
Пример рефлексии ученицы десятого класса после
изучения раздела «Информация и информационные процессы»:
Рефлексия ученицы 10 класса Тарасовой Майи по теме «Информация и информационные
процессы»
1. Hа уроках
информатики я:
- узнала о существовании прямого, обратного
и дополнительного кода, узнала более подробно о вещественных числах и их записи
-
поняла все, что прошли на уроке
-
научилась переводить из обычных чисел в прямой, обратный и дополнительный коды,
представлять вещественные числа в ПК.
2. Лучше
всего на занятиях у меня получалось
Разбирать примеры, основанные на теории
3. Основные
трудности при изучении темы
Особых трудностей не было, но возникали
вопросы с математическими вычислениями
4. Оцените
свои знания по урокам (в виде оценки, рисунка, цвета)
Определение количества
информации в сообщении |
4
|
Перевод чисел из одной системы счисления в другую
|
5
|
Арифметические операции
|
4
|
Кодирование звуковой, графической, видео информации
|
4
|
Представление вещественных чисел
в компьютере |
4
|
Представление целых чисел
в компьютере |
5
|
5. Довольны
ли Вы уроками информатики, чтобы я изменил на уроке, чтобы улучшить свои
результаты?
Я довольна нашими занятиями и для улучшения
моих результатов необходимо больше практики
6. Много ли
Вы тратили времени на выполнение дом. заданий по предмету
Не мало и не много, как положено
7. Удобно ли
пользоваться электронным задачником?
Очень! Это намного удобнее, чем задания
распечатанные на принтере, есть и дома и в классе, не нужно носить с собой
8. Что бы Вы
изменили в индивидуальных заданиях по предмету?
Чтобы они не были О-О-Очень сложными =)
9. Мое
настроение обычно, когда я иду на урок информатики?
Довольно-таки хорошее и положительное
10. Мое настроение
после урока информатики?
Тоже хорошее
11. Сформулируйте пожелания:
а) себе,
старайся и не ленись!
б) своим одноклассникам: смотрите
на жизнь проще, почаще веселитесь и будьте добрее
в) учителю
простите нам наши ошибки и неуды!
Комментариев нет:
Отправить комментарий