пятница, 25 октября 2013 г.

ПРИНЦИП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Как говорил А.В.Хуторской: «Рефлексия - процесс и результат осознания совокупности происходящих во время урока деятельностей. Предметом рефлексии может быть как собственная деятельность субъекта рефлексии, так и любая другая деятельность на уроке, в том числе и в их взаимосвязях. От самоанализа рефлексия отличается именно тем, что анализируется не только своя деятельность, но и весь спектр значимых деятельностей.»
Рефлексия - не традиционное припоминание главного из урока или формулирование выводов, это осознание способов деятельности, обнаружение её смысловых особенностей, выявление образовательных приращений ученика или учителя.
Формы образовательной рефлексии на уроках информатики различны - устное обсуждение, письменное анкетирование на бумаге и компьютере, графическое изображение происходящих изменений. Рефлексия может проводиться  как после урока, так и после изучения темы или раздела. В конце изучения раздела ученикам предлагается специальное занятие, на котором они осуществляют рефлексию и самооценку своего труда, организуемого с учетом индивидуальной образовательной программы.
 Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Учащийся может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. 
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Исходя из функций рефлексии можно предложить следующую классификацию:
·        рефлексия настроения и эмоционального состояния
·        рефлексия деятельности
·        рефлексия содержания учебного материала
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость»
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно».
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться. 
Другой способ. Учащимся на экране показываются задания для рефлексии:
·        Каковы мои результаты, что я понял?
·        Какие задания вызвали трудности, как ты справлялся с ними?
·        Готов ли ты к контрольной работе?
·        Определи в % степень готовности к контрольной работе
·        Трудно ли было определять траекторию своей деятельности?
·        Если бы тебе сейчас предложили повторить урок, что бы ты изменил в плане своей деятельности?
Самооценка за урок:   < = A C D I J L K

 Алгоритм метода«КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО».
1.                              Участникам педагогического взаимодействия предлагается  через 1 мин поочередно называть вслух свое ключевое слово,
лишь одно слово, с которым ассоциируются содержание (или оценка) состоявшегося дела, взаимодействия и его результаты.
2.                              Педагог проводит краткий анализ полученных результатов или предлагает это сделать учащимся.
Обычно такая рефлексия проводится в конце урока при подведении его итогов, обсуждении того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске, например:
1.  сегодня я узнал…                    2.  было интересно…         
3.  было трудно…                        4.  я выполнял задания…  
5.  я понял, что …                        6.  теперь я могу…
7.  я почувствовал, что…             8.  я приобрел…                     
9.  я научился…                                     10.  у меня получилось… 
11.  я смог…                                 12.  я попробую…
13.  меня удивило…                     14.  урок дал мне для жизни…
15.  мне захотелось…
Также в конце урока можно дать ребятам небольшую анкету в электронном виде, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

1.На уроке я работал

 активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я

доволен / не доволен
3.Урок для меня показался

коротким / длинным
4.За урок я

не устал / устал
5.Мое настроение
стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
7.Домашнее задание мне кажется
легким / трудным
интересно / не интересно

Пример рефлексии ученицы десятого класса после изучения раздела «Информация и информационные процессы»:
Рефлексия ученицы    10 класса Тарасовой Майи  по теме «Информация и информационные процессы»
1. Hа уроках информатики я:
- узнала о существовании прямого, обратного и дополнительного кода, узнала более подробно о вещественных числах и их записи
 - поняла все, что прошли на уроке
 - научилась переводить из обычных чисел в прямой, обратный и дополнительный коды, представлять вещественные числа в ПК.
2. Лучше всего на занятиях у меня получалось
Разбирать примеры, основанные на теории
3. Основные трудности при изучении темы
Особых трудностей не было, но возникали вопросы с математическими вычислениями
4. Оцените свои знания по урокам (в виде оценки, рисунка, цвета)
Определение количества
информации в сообщении
4
Перевод чисел из одной системы счисления в другую
5
Арифметические операции
4
Кодирование звуковой, графической, видео информации
4
Представление вещественных чисел
в компьютере
4
Представление целых чисел
в компьютере
5


5. Довольны ли Вы уроками информатики, чтобы я изменил на уроке, чтобы улучшить свои результаты?
Я довольна нашими занятиями и для улучшения моих результатов необходимо больше практики
6. Много ли Вы тратили времени на выполнение дом. заданий по предмету
Не мало и не много, как положено
7. Удобно ли пользоваться электронным задачником?
Очень! Это намного удобнее, чем задания распечатанные на принтере, есть и дома и в классе, не нужно носить с собой
8. Что бы Вы изменили в индивидуальных заданиях по предмету?
Чтобы они не были О-О-Очень сложными =)
9. Мое настроение обычно, когда я иду на урок информатики?
Довольно-таки хорошее и положительное
10. Мое настроение после урока информатики?
Тоже хорошее
11.  Сформулируйте пожелания:
а) себе,  старайся и не ленись!
б) своим одноклассникам: смотрите на жизнь проще, почаще веселитесь и будьте добрее
в) учителю  простите нам наши ошибки и неуды!


Комментариев нет:

Отправить комментарий