суббота, 26 октября 2013 г.

Практико-ориентированный подход в обучении информатике

Серьезные требования предъявляет общество к выпускнику школы XXI века. Он должен: уметь самостоятельно приобретать знания; применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибко адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям.
На фоне этого практическая составляющая процесса обучения приобретает большое значение. Ценностью становятся не просто фундаментальные знания, а способность ученика применить полученные знания на практике, способность работать в измененных условиях, находить личностный смысл в содержании образования, проводить саморефлексию деятельности.
Решая вопрос  как повысить мотивацию к учению; интегрировать теоретические и практические задания; сделать значимым для учащихся результат их труда; эффективно использовать в работе новые методы и новые педагогические технологии, способствующие повышению качества образования; использовать компетентностный подход в обучении; обеспечить успешность каждого ученика в обучении меняется парадигма образования, в которой приоритетным должно стать обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности школьника.
Одна из особенностей предмета «информатика» именно в его прикладной стороне: живут только те знания, которые находят применение на практике. Это утверждение положено в основу системы практико-ориентированного обучения.
При этом обучении приоритет отдается тем учебным задачам, которые не только направлены на приобретение знаний конкретных фактов, свойств, правил, но и формируют у обучающихся умение видеть их применение и использовать самим эти знания в повседневной жизни. Эти задания позволяют не только создавать у обучающихся положительную мотивацию к изучению предмета, но и через развитие интереса к информатике осуществлять профориентацию старшеклассников.
В век информационных технологий современный школьник еще до начала изучения курса информатики приходит в школу пользователем ПК, знакомым с основами работы на компьютере, с опытом работы в социальных сетях. Задача учителя сложна -  перевести интерес учащихся от компьютерных игр и общения в социальных сетях в интерес к компьютеру как средству личностного саморазвития и профессионального роста. Практико-ориентированный урок информатики дает  хорошую возможность для оптимального сочетания теоретического и практического материала, демонстрации возможностей IT технологий в бытовой, повседневной и профессиональной деятельности.
Для формирования практикоориентированных знаний учащихся на уроках использую метод ситуационных задач. Такие задачи включают ученика в процесс познания, развивают способности учащихся решать конкретные жизненные ситуации, решать проблемы в постоянно изменяющихся условиях, формируют критическое мышление.
Ситуационная задача актуализирует для учащихся теоретический материал, делает его личностно значимым, а не отвлеченным. При таком построении урока материал осознается учащимися сразу же в тесной взаимосвязи с практической деятельностью, дальнейшими возможностями его применения, при этом дальнейшие возможности применения теории не декларируются учителем, а прогнозируются самими учениками.
Условно ситуационные задачи можно разделить на три типа: межпредметные, из  различных областей профессиональной деятельности человека, из общественной жизни.
Приведу несколько примеров.
Межпредметные:
1. Построение графиков функций и диаграмм;  расчет геометрических параметров объекта; определение максимальной (минимальной) площади фигур; решение задач на проценты; решение экономических задач; средствами EXCEL (тема «EXCEL»).
1. Написать алгоритм (программу на языке программирования) решения математической задачи. Например, даны длины сторон  треугольника, найти его периметр, площадь (тема «Алгоритмы»).
2. Создать презентацию на тему из курса биологии (физики, химии и т.д.) в программе POWER POINT (тема «POWER POINT»).

Из общественной жизни:
1. Подготовить доклад на тему «Информация как объект юридической защиты», «Общедоступная, конфиденциальная и секретная информация», «Основные положения закона "Об информации, информатизации и защите информации", «Авторское право, права автора или правообладателя в законе "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", "Преступления в сфере компьютерной информации", Закон "Об электронной цифровой подписи" (Социальная информатика 11 класс)
2. Решить задачу средствами EXCEL: в мире в среднем каждый час умирает 600 человек от болезней, связанных с курением табака. Проследить смертность населения земли от этой вредной привычки за каждый день одного месяца. По статистике месяца составить такую же таблицу для года. По результатам данных таблиц построить гистограмму (10 класс, тема «EXCEL»).
3. Написать резюме для поиска работы
4. Разработать дизайн своей визитки для будущей профессии, используя возможности WORD и PAINT (тема «Растровые и векторные графические редакторы»).
5. Написать алгоритм и программу подсчета голосов в предвыборной кампании на политическую должность для 7 кандидатов и поиска кандидатуры с максимальным количеством голосов (11 класс, тема «Массивы»).
Из различных профессиональных областей:
1. Разработать электронную таблицу для расчета суммы месячной квартплаты и платы за коммунальные услуги для 6 квартир (одну из них ученик берет свою). Тарифы заданы, данные по площади квартир, количеству жильцов, ученики берут свои и у других учеников («EXCEL»).
2. Разработать электронную таблицу для расчета заработной платы трудового коллектива (10 человек). Предусмотреть расчет подоходного налога, отчисления в профсоюзный фонд и налоговые льготы на каждого человека и на каждого ребенка (10 класс, тема «EXCEL»).
Применяемые на уроке ситуационные задачи практикоориентированные задачи) должны удовлетворять следующим требованиям:
1. Приближенность к жизни и действительности, оформление таким образом, чтобы представлялась возможным установить непосредственную связь с накопленным опытом, а также с возможными будущими жизненными ситуациями школьников.
2. Предоставление возможности интерпретации данной ситуации с точки зрения участников.
3. Наличие проблемы и противоречия.
4. Решаемость в условиях существующих временных рамок и
индивидуальных знаний, навыков и способностей школьников.
5. Возможность различных вариантов решения.
Ситуационная задача является организующим центром урока, она побуждает учащихся быть активными на уроке, высказывать свою точку зрения, соотносить имеющиеся теоретические знания с конкретной жизненной ситуацией, выводит ученика на самостоятельную интерпретацию исходных явлений, позволяет расширить социальный опыт ученика, дать ему возможность попробовать себя в различных социальных ролях.

Литература
1.     Акулова О.А., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентностей  учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. - СПб.: КАРО, 2008. - 96 с.
2.     Современные педагогические технологии в профильном обучении – СПб, 2006 – с.96

Комментариев нет:

Отправить комментарий